КАЛАВРИТСКАЯ И ЭЙЯЛИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
Том XXIX , С. 412-414
опубликовано: 23 февраля 2017г.

КАЛАВРИТСКАЯ И ЭЙЯЛИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

Содержание

[греч. ῾Ιερὰ Μητρόπολις Καλαβρύτων κα Αἰγιαλείας], епархия Элладской Православной Церкви, охватывает вост. часть нома Ахея (Пелопоннес). Кафедра находится в г. Эйо, митрополичий собор на месте раннехрист. базилики посвящен Пресв. Богородице Фанеромени (архит. Э. Циллер, 1898-1914, фрески выполнены С. Папаниколау (1960), иконы - К. Фанеллисом (сер. XIX в.)). Летняя резиденция митрополита расположена в Калаврите. Митрополичий собор Калавриты, построенный в 1730-1750 гг., был сожжен Ибрагим-пашой (1827), новое здание разрушено немцами в 1943 г. Существующий в настоящее время собор сооружен в 1946 г.

История епархии

Значительная часть К. и Э. м. в средние века входила в состав епископии Керницы (близ совр. Ано-Диакофто), возникшей на месте античной Буры. Епископская кафедра, видимо, была учреждена в XIII в.: в списке XIII в. (Sinait. gr. 1117) 13-й нотиции епархий К-польского Патриархата указана епископия Керницы, подчиненная Патрской митрополии, при том что она отсутствовала в списке этой нотиции кон. XII - нач. XIII в. (Athen. 1371). Первое упоминание о епископе Керницы, происходившем из рода Малотара, относится к 1316 г. В 1377/78 г. была предпринята попытка возвести эту епископию в ранг митрополии, но данное решение К-польского Cинода не было признано Патрским правителем деспотом Иоанном Кантакузином (внуком имп. Иоанна VI Кантакузина), в результате чего в 1381 г. Матфея, митрополита Керницы, перевели на Янинскую кафедру, а епархия Керницы осталась епископией, подчиненной Патрскому митрополиту. В 1654 г. К-польский патриарх Паисий I преобразовал епископию Керницы в архиепископию. В 1711 г. епархия стала именоваться архиепископией Керницы и Калавриты с архиерейской резиденцией в Калаврите.

Митрополичий собор Калавриты. 1946 г.Митрополичий собор Калавриты. 1946 г.Калаврита возникла близ древнего г. Кинефа (Кинайфа), входившего в Ахейский союз. В 220 г. до Р. Х. город был разрушен этолийцами, но впосл. восстановлен римлянами и находился под покровительством имп. Адриана. Кинефа была разорена готами, а затем славянами. Топоним Калаврита появился в лат. документах после захвата К-поля крестоносцами (1204). Это название слав. происхождения (kolovrat, т. е. водоворот - Vasmer M. Die Slaven in Griechenland. Lpz., 1970. P. 134. (Subsidia Byzantina; 4)). В 1205 г. была создана Калавритская барония с 12 рыцарскими феодами, центром к-рой стала крепость (ныне Кастро), построенная в 1208 г. над Калавритой. В течение короткого времени (с 1270-1274 гг. до кон. XIII в.) Калаврита находилась в составе Византийской империи. Затем баронами Калавриты были члены рода де Ла Тремуй, а в 1330 г. этот город вошел в состав владений деспота Мистры. В 1400 г. деспот Феодор I Палеолог продал Калавриту с окрестностями рыцарям-иоаннитам, но через 4 года она была возвращена в состав Морейского деспотата. В 1460 г., после героической обороны, Калаврита была взята турками. В 1687-1715 гг. Калавритой владели венецианцы, а затем она снова перешла к туркам. В 1769 г. горожане приняли участие в антитур. восстании под рук. Даниила, архиеп. Керницы и Калавриты, П. Заимиса, вел. эконома Калавриты Панайоту и семьи Петимезасов. 21 марта 1821 г. в монастыре Святая Лавра (Агия-Лавра) близ Калавриты было провозглашено начало национально-освободительного восстания и 25 марта город был освобожден от турок. Во время греч. национально-освободительной революции (1821-1829) Калаврита дважды разрушалась войсками Ибрагим-паши.

В 1833 г. епархии на территории Греческого королевства вошли в состав Элладской Православной Церкви, архиепископия Керницы и Калавриты была переименована в Кинефскую епископию в честь древнего г. Кинефа, но это название не прижилось, и с 1840 г. она стала называться Калавритской, а с 1852 г.- Калавритской и Эйялийской (по названию административно-территориальной единицы - епархии Эйялия). В 1922 г. Калавритская и Эйялийская епископия получила статус митрополии. В 1943 г. за участие местных жителей в партизанском движении нем. солдаты казнили всех мужчин Калавриты.

Памятник жителям Калавриты, казненным 13 дек. 1943 г., на месте их мученической кончиныПамятник жителям Калавриты, казненным 13 дек. 1943 г., на месте их мученической кончиныЧто касается нынешнего центра К. и Э. м.- Эйо, то существовавшая там в ранневизант. период епископская кафедра была вскоре упразднена. Считается, что основанный пеласгами Эгий (ныне Эйо) получил название в честь козы Амалфеи, вскормившей своим молоком младенца Зевса (αἴξ - коза). Город был политическим и религ. центром Ахейского союза, собрания к-рого проходили в храме Зевса. После захвата Эгия римлянами в 146 г. до Р. Х. город стал приходить в упадок. В 267 г. Эгий был захвачен готами, в 395 г. разрушен Аларихом. Известно, что среди участников Вселенского V Собора был Эгийский епископ Пасхалий (553). В 3-й нотиции К-польского Патриархата (составлена между 787 г. и кон. IX в.) в числе епархий, подчиненных Коринфу, названы епископии ᾿Εδίου, Βύρας и Κλήτου, к-рые Ж. Даррузес отождествил с Эгием, Бурой и Клитором. После заселения этой местности славянами Эгий стал именоваться Востицей. В 1205 г., после захвата крестоносцами, Востица стала центром одной из 12 бароний Мореи. До 1359 г. баронами Востицы были представители рода Шарпиньи, затем она перешла к титулярной лат. императрице К-поля Марии, а в 1363 г.- к флорентийцу Нерио I Аччаюоли (впосл. герцог Афинский), к-рый в 1391 г. отдал ее в качестве приданого своей дочери Франчески графу Лефкады Карло I Токко (впосл. эпирский деспот). Династия Токко владела Востицей до 1422 г. В 1430 г. город был присоединен к владениям морейских деспотов, в 1458 г. был захвачен турками, в 1463 г.- венецианцами, в 1470 г.- снова турками. Во время недолгого господства венецианцев (1687-1715) в Востице была учреждена епископская кафедра, на которую назначен провенецианский архиерей, подчиненный Коринфскому митрополиту. В 1769 г. в связи с участием в антитур. восстании Востица была разграблена турко-албанцами, в 1821 г. город дважды поджигался Мустафа-пашой, а в 1826 г. был разрушен Ибрагим-пашой.

Действующий митр. Амвросий (Ленис) ведет активную социальную, просветительскую и благотворительную работу, в т. ч. он основал дома престарелых «Каллиманопулион» в Калаврите и «Св. Харалампий» в Эйо, школу для детей с ограниченными возможностями, столовую для бедных в Эйо, 2 молодежных центра, церковный музей в Эйо. Митр. Амвросий является автором более 20 работ на богословские (нравоучительные и антиеретические), исторические и социальные темы.

В 1965 г. в К. и Э. м. насчитывалось ок. 100 приходских храмов, в наст. время (2012) - 155 приходских храмов, 2 парекклисиона, 500 экзоклиссионов, 1 кладбищенский храм, 2 домовые церкви и 13 монастырских храмов (Δίπτυχα. 2012. Σ. 585).

В епархии 14 действующих монастырей: 8 мужских - Мега-Спилео (основан в 361), Святая Лавра (Агия-Лавра, основана в 961), св. Таксиархов (Чиноначальников, т. е. арх. Михаила и Гавриила, старый мон-рь основан ок. 1415-1420 прп. Леонтием (ок. 1377-1452), новый мон-рь - в нач. XVII в.) у подножия горы Клокос, Св. Троицы на месте античной Буры (основан в 1396 на развалинах храма богини Геи, закрыт в 1945, восстановлен в 1981), Макеллария близ с. Лапанайи (по преданию, основан в 532 Велисарием, полководцем имп. Юстиниана I, восстановлен в 1784), св. Феодоров близ городка Ароания (основан в XI в.), свт. Афанасия Великого близ Клитории (основан в 1763), св. Апостолов близ с. Перитори (основан в нач. XVII в.), и 6 женских - Успения Пресв. Богородицы, или Пепеленица (по одной версии, основан в 1-й пол. (четв.?) XV в. Феодорой из рода Палеологов, матерью прп. Леонтия, по другой - Еленой Драгаш († 1450), женой визант. имп. Мануила II), Св. Троицы близ Акраты (основан в 1706), Благовещения Пресв. Богородицы, или Евангелистрия, близ г. Дафни (основан в XI или XIV в., восстановлен в 1679), вмч. Георгия Победоносца близ с. Манеси (основан в 1845), ап. Иоанна Богослова близ с. Верино (основан в XVIII в.), свт. Николая Чудотворца близ с. Ано-Власия (основан в 1892).

Недействующие монастыри: свт. Николая Чудотворца близ античной Буры и Пресв. Богородицы Фанеромени близ Ароании, к-рый был основан ранее XI в. (предположительно в VIII в.), отстроен в 1616 г., закрыт во время реформ кор. Оттона, существующий ныне храм был воздвигнут в 1966 г.

Икона Божией Матери «Трипити». XVI в. (ц. Пресв. Богородицы Трипити в Эйо)Икона Божией Матери «Трипити». XVI в. (ц. Пресв. Богородицы Трипити в Эйо)Места паломничества: церкви Пресв. Богородицы Трипити (Τρυπητή) в Эйо и Пресв. Богородицы Платаниотиссы в Платаньотиссе. Икона Божией Матери Трипити была обретена ок. 1550 г. недалеко от Эйо в пещере прибрежного утеса. Благодаря исходившему от нее свету спасся потерпевший кораблекрушение моряк. В пещере была устроена церковь, к которой в XIX в. пристроили еще один храм, фасад к-рого напоминает ц. Евангелистрии на Тиносе. Помимо множества исцелений заступничество иконы Божией Матери Трипити проявилось в чудесном спасении Эйо от бомбардировок во время второй мировой войны. История иконы Божией Матери Платаниотиссы связана с иконоборческим периодом. По преданию, иноки мон-ря Мега-Спилео, оставившие обитель, чтобы скрыть чудотворную икону, заночевали в полости ствола огромного платана. Когда утром они собрались продолжить путь, оказалось, что образ Божией Матери Мегаспилеотиссы отпечатался на стволе, к к-рому была прислонена икона. Впосл. в дупле платана была устроена церковь.

Святые, особо чтимые в митрополии: прп. Алексий, человек Божий (покровитель Калавриты, его честная глава хранится в мон-ре Святая Лавра), прмч. Павел (пам. греч. 22 мая, уроженец Ароании), преподобные Симеон, Феодор и Евфросиния (пам. греч. 18 окт., основатели мон-ря Мега-Спилео), прп. Леонтий (пам. греч. 11 дек., ктитор мон-ря св. Таксиархов). Чтимые иконы - Мегаспилеотисса и Макеллария.

Епископы Керницы: представитель рода Малотара (упом. 1316), Матфей (упом. 1377/78-1381), Иоанн (упом. 1510), Неофит из Афин (упом. 1555), Феодосий (упом. 1578), Арсений Пахииоаннис (ранее 1582-1594), Нектарий (1594-?), Леонтий или Лев (ок. 1600), Илия (ок. 1610), Парфений Лампардопулос (1622-1639; ранее митрополит Фиванский, впосл. митрополит Патрский), Арсений (1639-1654).

Архиепископы Керницы: Константин (с 1654), Леонтий (упом. 1690).

Архиепископы Керницы и Калавриты: Илия Миниатис (1711-1714), Парфений (Балкурас) (1714 - после 1723), Даниил (1727 - после 1770; ранее митрополит Патрский), Парфений (упом. 1776), Серафим (упом. 1779), Кирилл (упом. 1785-1794), Прокопий (до 1801-1824), Григорий (1826-1828; бывш. епископ Эвдоксиадский), Мелетий (1828-1830), Варфоломей (Пирунис) (1830-1833).

Епископы Кинефские: Варфоломей (Пирунис) (1833-1840).

Епископы Калавритские: Варфоломей (Пирунис) (1840-1852).

Епископы Калавритские и Эйялийские: Варфоломей (Пирунис) (1852-1861), Филофей (Икономопулос) (с 1861), Игнатий (1866), Евфимий (Александропулос) (1868(?)-1889(?)), вдовство кафедры (1889-1901), Филарет (Яннулис) (1901-1907), Харитон (Канеллопулос) (1907-1911), Тимофей (Анастасиу) (1912-1922).

Митрополиты Калавритские и Эйялийские: Тимофей (Анастасиу) (1922-1931), Феоклит (Панайотопулос) (1931-1944), Агафоник (1945-1956), Георгий (Пацис) (1957-1978), Амвросий (Ленис) (с 1978 по наст. время).

Ист.: Darrouzès. Notitiae. N 3, 13, 21; Р. 148, 244, 362, 421.
Лит.: Janin R. Calabryta // DHGE. 1949. T. 11. Col. 263-264; idem. Cernikè ou Cernitza // Ibid. 1953. T. 12. Col. 177-178; Νικολόπουλος Π. Γ. Καλαβρύτων κα Αἰγιαλείας, Μητρόπολις // ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 203-207; Γριτσόπουλος Τ. ᾿Α. Κερνίτζης, ᾿Επισκοπή // Ibid. 1965. Τ. 7. Σ. 516-518; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 504-505; 25 ετη εκκλησιαστικής Δράσεως (19 Νοεμβρίου 1978 - 19 Νοεμβρίου 2003) του Μητροπολίτου Καλαβρύτων και Αιγιαλείας Αμβροσίου. Καλάβρυτα, 2003; Δίπτυχα. 2012. Σ. 584-591.
О. В. Л.
Рубрики
Ключевые слова
См.также